Нужны ли права на мотоцикл
Вопрос, нужны ли права на мотоцикл, выглядит нелепо: конечно нужны! Но при ближайшем рассмотрении можно обнаружить моменты, требующие пояснений. Они касаются прежде всего категорий мотоциклетной техники, используемой на дорогах общего пользования.
Права на мотоцикл и категории
Категория прав на мотоцикл зависит от объема и мощности его двигателя, а также некоторых других параметров. Классификация четко прописана в Правилах дорожного движения, а получение прав регламентировано другими нормативными документами федерального и ведомственного уровня. Такими как закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (1995 г.), постановление Правительства РФ №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (2014 г.), приказ МВД РФ № 365 «О введении в действие водительского удостоверения» (2009 г.) и другими официальными актами.
Вот как дают определение мотоциклу Правила дорожного движения (п. 1.2): «Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого… превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость… превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов)…».
По действующему законодательству все мотоциклы включены в две категории – «А» и «А1». К первой относятся не любые мотоциклы, а только те, объем двигателя которых превышает 125 см3, а мощность 11 кВт (15 л. с.). Мотоциклы с меньшими показателями относятся к категории «А1», а для мопедов, квадрициклов и прочих транспортных средств с мотором до 50 «кубов» и мощностью менее 4 кВт (5,5 л. с.) введены еще две подкатегории – «М» и «В1».
На «А» можно получить права, как и на автомобиль, только с 18 лет (причем первые два года запрещено возить пассажира); на «А1», «М» и В1 – по достижении 16-летнего возраста.
Права на мотоцикл и теория
Нужны ли права на мотоцикл, будущим байкерам доходчиво объяснят в мотошколе в процессе обучения. Оно обязательно. Без свидетельства о пройденной профессиональной подготовке соискателя на водительское удостоверение мотоциклетной категории просто не допустят к экзаменам в ГИБДД.
Курс обучения проводится по программам, составленным на основе нормативных документов, конкретно – приказа Министерства образования и науки РФ № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» от 26.12.213 г. Для подготовки водителей мотоциклетной техники актуально Приложение 1 к этому документу – «Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “А”».
По времени подготовка мотоциклистов занимает 2-2,5 месяца (184 академических часа, из которых 54 отводится под практические занятия). Срок обучения сокращается для тех, кто уже имеет на руках удостоверение на право управления автомобилем. В этом случае слушатель освобождается от изучения Правил дорожного движения, «профильных» статей Кодекса об административных правонарушениях, правил оказания доврачебной медицинской помощи при ДТП и ряда других предметов общей подготовки по теории.
Права на мотоцикл и практические уроки
Практические уроки вождения организуются на специально оборудованных площадках или в условиях мотодромов. Здесь отрабатываются базовые навыки вождения мотоцикла, которые предстоит продемонстрировать инспекторам на экзаменах в ГИБДД. Это «змейка», старт в горку, экстренное торможение, парковка и некоторые другие элементы.
Обучающиеся обеспечиваются основными предметами антитравматической экипировки – шлемом, наколенниками и «черепахой», защищающей позвоночник и грудную клетку в случае падения. Ну и, конечно, пояснениями, которые окончательно снимут вопрос, нужны ли права на мотоцикл.