Какие права действительны на мотоцикл
До 1995 года в Российской Федерации все мотоциклы относились к категории «А». Затем национальное законодательство постепенно адаптировалось к международным правилам дорожного движения. Полного соответствия с законами ЕС в этой сфере мы не достигли (да и цели такой не ставится), но изменения очевидны.
Права на мотоцикл и его категории
Прежде всего, расширилась линейка категорийности мототранспортных средств. Так, к категории «А» сегодня относятся не любые мотоциклы, а только те, объем двигателя которых превышает 125 см3, а мощность 11 кВт (15 л. с.). Мотоциклы с меньшими показателями относятся к категории «А1», а для мопедов, квадрициклов и прочих транспортных средств с мотором до 50 «кубов» и мощностью менее 4 кВт (5,5 л. с.) введена еще одна подкатегория – «М».
На «А» можно получить права, как и на автомобиль, только с 18 лет (причем первые два года запрещено брать пассажира); на «А1» и «М» – по достижении 16-летнего возраста.
Кстати, для сравнения: в странах Европейского союза получить права на мощный мотоцикл категории «А» возможно только после того как байкеру исполнится 24 года, если до этого он не имел никакого водительского удостоверения. Зато легкими мотоциклами и мопедами разрешено управлять с 15 лет.
Права на мотоцикл и «автомобильное» водительское удостоверение
Итак, к вопросу о том, какие права действительны на мотоцикл. Уж точно не категорий «В», «С» и другие автомобильные водительские удостоверения. Хотя некоторые автолюбители до сих пор полагают, что мотоциклетные права – это что-то вроде низшей категории по сравнению с полноценными машинами, право управления которыми подразумевает допуск к вождению двухколесных транспортных средств.
Это роковое заблуждение хотя бы уже потому, что два колеса вдвое меньше, чем четыре, и манера езды, приемы управления, система безопасности, способы адекватной реакции на вдруг создавшуюся критическую дорожную ситуацию здесь принципиально отличаются от автомобильного варианта.
То есть любому водителю автомобиля, будь он хоть трижды асом и с многолетним стажем, при желании освоить мотоцикл придется все-таки пройти специальную подготовку и по новой сдать на права в ГИБДД. Естественно, теоретическая часть экзамена в этом случае отменяется.
Права на мотоцикл и квадроцикл
Еще одно бытующее заблуждение насчет того, какие права действительны на мотоцикл. Некоторые полагают, что подойдет документ, дающий право управления «четырехколесным байком», то есть квадроциклом. И наоборот, «мотоциклетные» права легитимны для езды на ATV. Логика в данном случае прослеживается такая: обе машины схожи по компоновке, органам управления, техническим характеристикам. Кроме того, мотоциклы, как и квадроциклы имеют одинаковую категорию – «А» («А1»).
На самом деле юридически эти два вида ТС никакого отношения друг к другу не имеют. Более того, если права на мотоцикл выдаются в ГИБДД, то на квадроцикл – в другом ведомстве, Государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор).
Вот как дают определение мотоциклу Правила дорожного движения (п. 1.2): «Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого… превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость… превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов)…».
А вот как трактуется понятие «квадроцикл» в Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста», утвержденных постановлением Правительства № 796 от 12.07.1999 г. с последними изменениями, внесенными в сентябре 2020-го (п. 4): квадроциклы, а также снегоходы, болотоходы и другие мини-вездеходы являются «внедорожными мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по автомобильным дорогам общего пользования».
Таким образом, ответ на вопрос, какие права действительны на мотоцикл, достаточно прост: мотоциклетные категорий А и А1 по классификации ГИБДД.